к приказу от 26.02.2016 г. 

ПАМЯТКА – РЕКОМЕНДАЦИЯ

«Этика общения с людьми с ограниченными возможностями здоровья»

Настоящая памятка-рекомендация предназначена для лиц, обслуживающих инвалидов, а также для всех интересующихся проблемой адаптации инвалидов в современном обществе. В последнее время в современном обществе происходит осознание того, что в мире существует огромное количество инвалидов, и что они, тоже
являются частью общества и имеют с нами равные права. В России,
например, действует программа «Доступная среда» на 2011-2015гг., цель
которой интеграция инвалидов с обществом к 2016 году. С экранов
телевизоров постоянно звучит девиз: “Инвалид не инвалид - люди так не
делятся!». Но, к сожалению, вдруг оказалось, что многие из нас не умеют и не знают как правильно общаться с людьми инвалидами, чтобы не обидеть, и не задеть их чувства собственного достоинства. Данная памятка-рекомендация - это попытка помочь научится правильному общению с инвалидами.
Мы теряемся, сталкиваясь с человеком с ограниченными возможностями,
чувствуем себя неловко и даже можем обидеть его неосторожным
высказыванием. А еще такие люди, находясь в общественных местах, часто
нуждаются в помощи, которую мы, опять же по незнанию, не можем им оказать.
И здесь сами инвалиды приходят на помощь, давая советы, как правильно себя с 
ними вести. Этот материал основан на рекомендациях, принятых Международным движением за права инвалидов.
Знать это нужно каждому современному человеку. Люди с ограниченными
возможностями - часть общества, и мы должны сделать их непростую жизнь легче.

Общие правила этикета при общении с инвалидами


1. Когда Вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему, который присутствует при разговоре.
2. Когда Вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку – даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом, вполне могут
3. Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит,
обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы
обращаетесь и назвать себя.
4. Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока её примут, а затем
спрашивайте, что и как делать.
5. Обращайтесь со взрослыми инвалидами как со взрослыми. Обращайтесь к ним по имени и на ты, только если Вы хорошо знакомы.
6. Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске – то же самое, что опираться или повиснуть на её обладателе, и это тоже раздражает.
Инвалидная коляска – это часть неприкасаемого пространства человека,
который её использует.
7. Когда Вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в 
общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что Вы понимаете, если на самом деле это не так. Повторите, что Вы поняли, это поможет человеку ответить Вам, а Вам – понять его.
8. Когда Вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или
костылями, расположитесь так, чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне, тогда Вам будет легче разговаривать.
9. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите чётко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может, расположитесь так, чтобы на Вас падал свет, и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего не мешало.
10. Расслабьтесь. Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность.
И последнее: не нужно проявлять излишнюю сердобольность и навязчивое
сочувствие то, что Вы изначально не видите в нём равного себе – 
оскорбительно.

Люди, испытывающие трудности при передвижении


          Помните, что инвалидная коляска - неприкосновенное пространство
человека. Не облокачивайтесь на нее, не толкайте, не кладите на нее ноги без
разрешения. Начать катить коляску без согласия инвалида - то же самое, что
поднять на руки и понести человека без его разрешения. Всегда спрашивайте,
нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Предлагайте помощь, если нужно
открыть тяжелую дверь.
           Если ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно
делать, и четко следуйте инструкциям. Если вам разрешили передвигать
коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и 
неожиданный толчок может привести к потере равновесия. Всегда лично
убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия. Заранее
поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры и как их
можно устранить. Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной
коляске, по спине или по плечу. Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором вашему собеседнику нужно запрокидывать голову. Если существуют архитектурные барьеры, предупредите о них, чтобы человек имел возможность принимать решения заранее.
Помните, что, как правило, у людей, имеющих трудности при
передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием. Не думайте, что необходимость пользоваться инвалидной коляской - это трагедия. Это способ свободного (если нет архитектурных барьеров) передвижения. Есть люди, пользующиеся инвалидной коляской, которые не утратили способности ходить, и могут передвигаться с помощью костылей, трости и т.п. Коляски они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться.

 

Люди с плохим зрением и незрячие


           Нарушение зрения имеет много степеней. Полностью слепых людей
всего около 10%, остальные имеют остаточное зрение, могут различать свет и  тень, иногда цвет и очертания предмета. У одних слабое периферическое зрение, у других - слабое прямое при хорошем периферическом. Все это надо выяснить и учитывать при общении. Предлагая свою помощь, направляя человека, не стискивайте его руку, идите так, как вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой. Опишите кратко, где вы находитесь. Предупреждайте о препятствиях: ступенях, ямах, низких притолоках, трубах и т.п. Используйте, если это уместно, фразы, характеризующие звук, запах, расстояние. Делитесь увиденным.
Обращайтесь с собаками-поводырями не так, как с обычными домашними
животными. Не командуйте, не трогайте и не играйте с собакой-поводырем.
Если вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите об
этом. Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если вас об этом не попросят. Если это важное письмо или документ, не нужно для
убедительности давать его потрогать. При этом не заменяйте чтение
пересказом. Когда незрячий человек должен подписать документ, прочитайте
его обязательно. Инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности, обусловленной документом. Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не
видит, а не к его зрячему компаньону. Всегда называйте себя и представляйте
других собеседников, а также остальных присутствующих. Если вы хотите
пожать руку, скажите об этом. Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник.
Предоставьте возможность свободно потрогать предмет. Если вас попросили
помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет. Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь. Не заставляйте вашего собеседника вещать в пустоту: если вы перемещаетесь, предупредите его.
           Вполне нормально употреблять слово "смотреть". Для незрячего
человека это означает "видеть руками", осязать. Избегайте расплывчатых
определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами,
выражений вроде "Стакан находится где-то там на столе". Старайтесь быть точными: "Стакан посередине стола". Если вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте его движением на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на нужный путь. При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений. При сопровождении незрячего человека не закладывайте руки назад - это неудобно.

Люди с нарушением слуха


         Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите прямо на
него. Не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или
какими-то предметами. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица. Существует несколько типов и степеней глухоты. Соответственно, существует много способов общения с людьми, которые плохо слышат. Если вы не знаете, какой предпочесть, спросите у них. Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этом случае говорите более внятно. В другом случае понадобится лишь снизить высоту голоса, так как человек утратил способность воспринимать высокие частоты. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой. Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать, особенно в ухо, тоже не надо. Если Вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение. Используйте жесты. Убедитесь, что вас
поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник. Если Вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной почте или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята. Если существуют трудности при устном общении, спросите, не будет ли проще переписываться. Не забывайте о среде, которая вас окружает. В больших или многолюдных помещениях трудно общаться с людьми, которые плохо слышат. Яркое солнце или тень тоже могут быть барьерами. Очень часто глухие люди используют язык жестов. Если Вы общаетесь через переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику. Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше всего спросить об этом при первой встрече. Если ваш собеседник обладает этим навыком, нужно соблюдать несколько важных правил. Помните, что только три из десяти слов хорошо прочитываются. Нужно смотреть в лицо собеседнику и говорить ясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов.
Нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.

Люди, испытывающие затруднения в речи


          Не игнорируйте людей, которым трудно говорить, потому что понять их - в ваших интересах. Не перебивайте и не поправляйте человека, который
испытывает трудности в речи. Начинайте говорить только тогда, когда
убедитесь, что он уже закончил свою мысль. Не пытайтесь ускорить разговор. Будьте готовы к тому, что разговор с человеком с затрудненной речью займет у вас больше времени. Если Вы спешите, лучше, извинившись,
договориться об общении в другое время. Смотрите в лицо собеседнику,
поддерживайте визуальный контакт. Отдайте этой беседе все ваше внимание.
Не думайте, что затруднения в речи - показатель низкого уровня интеллекта
человека. Старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка. Не притворяйтесь, если Вы не поняли, что Вам сказали. Не
стесняйтесь переспросить. Если Вам снова не удалось понять, попросите
произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам. Не забывайте, что человеку с нарушенной речью тоже нужно высказаться. Не
перебивайте его и не подавляйте. Не торопите говорящего. Если у Вас
возникают проблемы в общении, спросите, не хочет ли Ваш собеседник
использовать другой способ - написать, напечатать.

Заключение


Не смущайтесь, что список того, что правильно, а что неправильно, столь
обширен. Если сомневаетесь, рассчитывайте на свой здравый смысл и 
способность к сочувствию. Относитесь к другому человеку, как к себе самому, точно так же его уважайте - и тогда все будет хорошо.

Как общаться с людьми с инвалидностью.


Культура общения: язык и этикет


          Многие привычные всем слова, понятия и фразы, по сути своей, – ярлыки и оскорбительные стереотипы. То, как мы говорим, тесно связано с тем, что мы думаем и как ведем себя по отношению к другим людям. Увы, слишком часто в нашем обществе звучат такие неприемлемые слова и сравнения как «больной / здоровый», «нормальный / ненормальный», «умственно отсталый», «обычный / неполноценный», «даун», «калека» и т.п. Современному обществу следуетприложить особые усилия к изменению ситуации, к выработке культуры инклюзии, к привитию этически выдержанной и грамотной терминологии. Для этого необходима не только специальная просветительская работа в этом направлении, но и изменение всей культуры общественных взаимоотношений. Корректный язык помогает формировать позитивный образ человека. Даже
если мы считаем себя воспитанными людьми, не лишним будет прислушаться к рекомендациям – что желательно учитывать при общении с людьми, имеющими ту или иную инвалидность. Как и другие социальные меньшинства, права которых в той или иной мере ущемляются большинством, инвалиды чувствительны к словам, которые усугубляют их положение. Для того чтобы изменить его, люди с инвалидностью в странах, где движение инвалидов активно и влиятельно, пропагандируют собственные определения и понятия, которые не вызывают жалости и других негативных ассоциаций. Что стоит за словом «инвалид»? Инвалидность – это не медицинский диагноз!
            «Инвалидность» является результатом взаимодействия, которое
происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими». Конвенция ООН о правах инвалидов, подписана Россией 24 сентября 2008 г. Таким образом, инвалидность – это одна из форм социального неравенства; инвалидность – это социальное, а не медицинское понятие. Русская «толерантная» терминология в отношении людей с инвалидностью до сих пор не устоялась – даже в среде инвалидов
присутствуют разные точки зрения на правомочность употребления тех или
иных терминов.
Яркий пример неудачного поиска
новой корректной терминологии: в последние годы в устойчивый обиход СМИ вошло выражение «человек с ограниченными возможностями». Но это выражение не раскрывает тот факт, что возможности человека ограничиваются извне
(общественными условиями). И, что еще хуже, «по умолчанию» многие воспринимают словосочетание «человек с ограниченными возможностями» как характеристику того, что человек ограничен сам по себе (ограничен своим «дефектом», а не обществом).
Да и кто покажет нам пример человека с неограниченными возможностями?!
Компромиссным вариантом может служить: «человек с ограниченными
физическими возможностями» (здесь подразумевается, что умственные отличия тоже характеризуются как «физические»). Но для повседневной речи такое словосочетание оказывается слишком длинным и громоздким. При социальном подходе к  пониманию инвалидности наиболее нейтральным
термином оказывается слово … «инвалид»! Поскольку мы смотрим на человека, а не на его инвалидность, то лучше всего сказать «человек с инвалидностью».
Рекомендуется: когда вы говорите или пишете о людях:

ИСПОЛЬЗУЙТЕ                                              ИЗБЕГАЙТЕ

слова и понятия, не создающие                      слова и понятия, создающие
стереотипы:                                                       стереотипы:
Человек с инвалидностью                               Человек с ограниченными
                                                                            возможностями, больной,

                                                                           искалеченный, покалеченный,
                                                                           неполноценный, калека,
                                                                          с дефектом здоровья,
                                                                          с недостатком здоровья

             при сравнении людей с инвалидностью и без инвалидности:
 инвалид, человек без инвалидности              Н о р м альный / здоровый
Человек использующий инвалидную            Прикованный к инвалид-
коляску; человек на коляске; человек           ной коляске, паралитик,
с парализованными ногами                            парализованный
   «Колясочник» – приемлемо в среде общения людей с инвалидностью
Врожденная инвалидность, инвалид    Врожденный дефект / увечье / 
с детства                                                   несчастье
Имеет ДЦП (детский церебральный     Страдает ДЦП, болеет ДЦП,
паралич), человек                                    «дэцэпэшник»
(ребенок, дети) с ДЦП
Человек, перенесший полиомиелит       Страдает от полиомиелита / 
/имеет инвалидность в                             от последствий полиомиелита,
результате…; человек, который             жертва болезни
перенес болезнь /стал инвалидом в 
результате...
С особенностями в развитии,                 С задержкой / отставанием в раз-
человек с ментальной                              витии, с интеллектуальной
инвалидностью, с особенностями          недостаточностью, с умственной
ментального развития                             отсталостью, имбецил, дебил
Дети с инвалидностью\                           Дети - инвалиды
Школьники с инвалидностью                Школьники-инвалиды
Человек с синдромом Дауна,                 С болезнью Дауна, «даун»,
ребенок (дети) с синдромом Дауна       «монголоид», «даунята» (о детях

                                                                  с синдромом Дауна)                              

Человек с эпилепсией                            Эпилептик, припадочный, страдающий
эпилептическими припадками
Незрячий, слабовидящий                     Слепой, совершенно слепой
человек, с инвалидностью по зрению
Человек с особенностями                     Псих, сумасшедший, люди с 
психического развития,                        человек с психиатрическими                          
особенностями душевного или            проблемами, душевнобольные люди, эмоционального развития                    люди с душевным или эмоциональным

                                                                 Расстройством

 

Не слышащий / глухой                         Глухой как пень, человек с нарушением
слабослышащий человек, с                 слуха, человек
инвалидностью по слуху,                    (ребенок) с остатками слуха,
пользующийся жестовой речью          глухонемой

ПРИМЕЧАНИЕ: «Слепой», «глухой», «с нарушением слуха», «с нарушением в 
развитии», «с психическим расстройством» – такие словосочетания привычны
для людей с инвалидностью, но в остальном обществе они способствуют
формированию взгляда на человека с инвалидностью, как на человека с 
медицинскими проблемами.

Как общаться с инвалидами

Известно, что российские инвалиды живут как бы в параллельном мире. Они редко выходят на улицу и почти не появляются в общественных местах. Может быть, из-за этого, сталкиваясь с такими людьми, мы порой не знаем, как себя вести, и даже пугаемся – как сделать так, чтобы его не обидеть? Не замечать его ограниченных возможностей или, наоборот, жалеть? Мы теряемся, сталкиваясь с человеком с ограниченными возможностями, чувствуем себя неловко и даже можем обидеть его неосторожным высказыванием. И здесь сами инвалиды приходят на помощь, давая советы, как
правильно себя с ними вести.

Общие правила этикета при общении с инвалидами:

Признайте его равным
Обычно, первое, что отображается на лицах здоровых людей, когда в 
комнате появляется инвалид, – это страх и растерянность. Особенно, к примеру, если перед нами человек, страдающий ДЦП, который не может даже владеть мышцами лица – поздороваться или кивнуть головой. В такие моменты мы чаще всего стыдливо опускаем глаза. А делать этого не нужно! Самое худшее, что мы можем сделать для инвалида, – это лишний раз напомнить ему, что он какой-то «не такой». Лучше всего сделать вид, что все в порядке. А для этого нужно не бояться смотреть на человека с ограниченными возможностями и активно вступать с ним в контакт. Когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к 
сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.

Используйте его возможности

При всем этом, контактируя с больным человеком, важно не допустить
оплошность по невниманию и не поставить его и себя в неловкое положение.
Если вам предстоит контакт с таким человеком, предварительно уточните у его близких, каковы его реальные возможности. Например, многие страдающие детским церебральным параличом прекрасно понимают, что им говорят. Но при этом не могут пошевелить руками или ногами. И если вы будете разговаривать с ними громко и чересчур членораздельно, как с маленькими, то можете их обидеть. Если человек с ограниченными возможностями что-то умеет делать сам, то не следует предлагать ему помощь.

Старайтесь не показывать жалость

Дело в том, что жизнь человека, прикованного к инвалидному креслу,
никогда не наладится, если близкие не смирятся с этим фактом и не отнесутся к нему спокойно. Причитания и слезы в данном случае только расстраивают человека. Ему, напротив, требуется мужество, чтобы бороться с болезнью. И лучшей тактикой тех, кто находится рядом, будет не жалость, а вера в его силы и спокойствие. Невозможно бороться с недугом, если человек находится во взвинченном состоянии. Спокойствие – это платформа, на которой будут строиться все достижения. Поэтому, находясь в обществе инвалида, уберите жалостливый взгляд. Лучше поднимите ему настроение доброй улыбкой.

Особенности взаимодействия с различными группами инвалидов

При общении с людьми, испытывающие трудности при передвижении,
расскажите, какое в вашем учреждении есть специальное оборудование для
инвалидов, например, подъёмник для передвижения по лестнице вниз и вверх на коляске. Не стесняйтесь показать, где находится туалет для инвалидов, это может помочь им быстрее адаптироваться.
При общении с людьми с плохим зрением и незрячими, если в вашем
учреждении есть специальная аппаратура, то сообщите об этом посетителям с  проблемами зрения: «Знаете, у нас есть для Вас специальная аппаратура, можно читать книги, журналы и газеты с помощью электронной лупы» и т.п.
При общении с людьми с нарушением слуха, не забывайте о среде,
которая вас окружает. В больших или многолюдных помещениях трудно
общаться с людьми, которые плохо слышат. Яркое солнце или тень тоже
могут быть барьерами. Кроме того сообщите, что в вашей библиотеке может
быть ему интересно, например, коллекция фильмов с субтитрами, возможно, это заинтересует слабослышащего посетителя. В остальном при общении с 
инвалидами, работникам института необходимо придерживаться общих
рекомендаций, содержащихся в предыдущих разделах.

 

Copyright © 2023. All Rights Reserved.

Яндекс.Метрика position('debug'); ?